«ОМА»: «Белагропромбанк для нас в приоритете»
В свежем номере корпоративной газеты @gro.bank опубликовано интервью директора компании «ОМА» Дмитрия Петруши, где он рассказывает о преимуществах гипермаркета перед строительными магазинами и рынками, описывает принципы, которыми руководствуются при отборе товара для участия в распродаже, а также комментирует взаимоотношения с Министерством торговли.
Представляем вашему вниманию полную версию беседы.
Поднимаясь в кабинет директора единственной сети строительных гипермаркетов в Беларуси, первое, что встречается на пути – огромная коллекция настоящих манекенов животных, птиц и рыб.
Все они были добыты на охоте соучредителями компании более 15 лет назад – как раз в то время, когда зарождался бизнес. Не зря говорят, что настоящее мужское хобби помогает развить качества, необходимые для построения грамотного дела.
Как справляется с экономическими перипетиями компания, рассказал ее директор Дмитрий Петруша.
Как справляется с экономическими перипетиями компания, рассказал ее директор Дмитрий Петруша.
— Дмитрий Николаевич, какой строительный гипермаркет был взят в качестве образца при создании «ОМА»?
— Первый гипермаркет мы создавали самостоятельно. Однако вскоре поняли: для того чтобы осуществить все наши планы, нам необходим партнер. Это и послужило поводом для налаживания тесного сотрудничества с игроками прибалтийского и скандинавского бизнеса – компаниями Senukai и KESKO. Так у нас появились партнеры, с которыми мы вместе развиваем сеть гипермаркетов «ОМА» европейского формата, не забывая, при этом, учитывать национальные особенности Беларуси. Например, подбирая ассортимент, специалисты ориентируются на местоположение магазина. Если гипермаркет находится в районе новостроек – акцент будет сделан на продаже сухих смесей, цемента и т.д., если гипермаркет располагается среди домов, построенных 10-20 лет назад – в списке товаров будут преобладать материалы для декоративной отделки. На разнообразие продукции влияет и близость магазина к кольцевой дороге. Такой же принцип используется и при выборе ассортимента в других городах Беларуси.
— В чем заключаются ваши основные принципы ведения бизнеса?
— С одной стороны гипермаркет «ОМА» – это магазин самообслуживания. Данный статус позволяет нанимать минимальное количество консультантов, а значит тратить меньше средств на заработную плату сотрудников. За счет экономии мы и устанавливаем невысокие цены на продукцию. С другой стороны при выборе товара покупатели все еще нуждаются в совете. Поэтому сегодня в списке наших задач – найти баланс, чтобы и клиент был доволен, и цены оставались невысокими.
— В чем ваше преимущество перед строительными магазинами и рынками?
— Во-первых, «Ома» – самая большая строительная сеть магазинов, представленная в Беларуси – по всей стране начитывается 6 филиалов (их деятельность ориентирована на работу с предприятиями) и 11 магазинов. Во-вторых, у нас разработана серьезная система лояльности. В-третьих, мы являемся владельцами сервисного центра, где можно обслужить практически все марки электроинструментов. И четвертое, мы добились исключительного права на продажу профессиональных инструментов в Могилеве и Минске на ул. Наполеона Орды.
— Являются ли для вас конкурентами магазины в приграничных городах Литвы, Польши, России, Украины?
— Конечно, формируя цены, мы учитываем, что население приграничных городов ездит за материалами в соседние страны. Но данный факт не носит массового характера. Например, из Гродно в Польшу за покупками отправляется не более 10% дееспособного населения. А остальные 90% приобретают товар в Беларуси. К тому же, не все изделия можно перевезти через границу – существуют ограничения по объему.
— Стоит ли делать ремонт в кризис?
— К сожалению, во время кризиса у населения снижаются доходы, однако подобная экономическая встряска положительно влияет на цены. Стоимость материалов уменьшается, появляется больше аукционного товара, становятся дешевле услуги. Поэтому если у человека есть деньги на ремонт или строительство, то как раз в кризис и надо инвестировать свои сбережения в обустройство недвижимости.
— В январе Министерство торговли закрыло на 10 дней 8 магазинов «ОМА» по причине завышения цен на товары. Как обстоят дела со стоимостью товаров сегодня?
— На самом деле причин, которые повлияли на закрытие магазинов, было несколько. Мы выполнили условия Минторга и вновь стали принимать покупателей. В любом случае цены на товары всегда устанавливались в соответствии с законодательством Беларуси, рыночными законами и покупательской способностью населения.
— Снизился ли объем продаж после 19 декабря?
— Снижение покупательской способности, а также спад объема продаж произошли в январе – до этого белорусы наоборот приобретали товары. Населению понадобилось ровно три месяца, чтобы адаптироваться к сложившимся обстоятельствам – уже в апреле мы зафиксировали незначительное увеличение спроса на продукцию. Как долго продлится данная ситуация, зависит от курса рубля, а также от развития экономики не только в Беларуси, но и в соседних странах.
— Как сложившаяся ситуация повлияла на представленный в гипермаркетах ассортимент?
— Мы увеличили количество продукции, но стали закупать более недорогой товар. Также стараемся, чтобы производители брали на себя часть ответственности и регулировали закупочные цены.
— Сохранилась ли система скидок для розничных покупателей?
— У нас по-прежнему действуют программы лояльности:
• "Накопительная";
• "VIP";
• "Новосел".
На данный момент накопительной дисконтной картой в Беларуси владеет 260 986 человек, то есть каждый 16 трудоспособный человек. Ее популярность объясняется выгодными условиями. Изначально карта дает скидку в 2% на все товары, затем у владельца появляется возможность увеличить дисконт до 5% и впоследствии перейти в программу лояльности «VIP» c 7% скидкой. А самое приятное — картой можете пользоваться не только вы, но и ваши близкие, друзья и знакомые — любой человек, которому вы ее доверите.
У нас есть отличные условия и для новоселов. Если вы купили квартиру или строите дом, достаточно принести подтверждающие документы, и «ОМА» выдаст вам карточку сразу с фиксированной 7% скидкой сроком на 1 год.
Помимо этого, в сети строительных домов «ОМА» действуют другие различные скидки, акции и бонусы, с условиями которых можно ознакомиться на нашем сайте www.oma.by, через рассылку по электронной почте либо посредством смс-сообщений.
— По какому принципу в «Ома» отбирается товар для участия в распродаже?
— Политика нашей компании заключается в том, чтобы продавать востребованный товар по хорошим ценам. Это достигается как за счет сотрудничества с производителями, которые под гарантию закупки больших объемов продукции уменьшают закупочную цену, так и за счет внутренних скидок нашей компании.
В настоящее время проводится несколько основных видов акций, связанных с уменьшением стоимости товара. Среди них продукция, которая наиболее востребована в нынешнем сезоне (теплицы – весной, товары для ремонта – летом), а также сопутствующие им изделия. Например, весеннее предложение для сада и дачи в апреле включало: тачки, пруды, парниковую пленку, электроплуг и т.д.
Кроме того, в списке акционных числятся товары, пользующиеся постоянным спросом: смесители, бытовая химия, строительные и отделочные материалы.
— Предусмотрены ли акции и скидки для юридических лиц?
— Для них в «ОМА» также разработаны скидочные программы, выгодные условия рассрочки и vip-обслуживание. У нас представлены филиалы во всех регионах Беларуси, поэтому в какой бы точке страны не находился заказчик, мы всегда сможем ему помочь.
— Какие формы оплаты существуют в сети? Действует ли система TaxFree для иностранцев?
— В «Ома» к оплате принимают наличные, дебетовые и кредитные карты, а также подарочные сертификаты. Система TaxFree в Беларуси пока не востребована, поэтому в нашей сети она не работает.
— Какие сопутствующие услуги можно получить в гипермаркетах «ОМА»?
— Мы производим колеровку красок, эмалей, лака; осуществляем доставку товара на дом; в Гродно, Могилеве и Минске (ул. Ванеева) оказываем услуги по прокату инструментов. Также есть колл-центр, где вам ответят на любые вопросы: начиная от преимуществ того или иного товара, заканчивая расчетом количества материала, необходимого для ремонта помещения.
— При строительстве гипермаркета по улице Ванеева много внимания было уделено экологии: впервые применено светодиодное освещение, потребляющие в 6 раз меньше энергии. На крыше установили солнечные батареи, которые круглый год будут снабжать здание горячей водой и отоплением. Будет ли такая система применяться во всех зданиях «ОМА»? Какие экологически безопасные строительные материалы могут приобрести розничные покупатели в гипермаркетах «ОМА»?
— Мы проанализировали показатели счетчиков и увидели достаточно серьезную экономию. Поэтому в будущем планируем внедрить экотехнологии во всех магазинах. Что касается представленного ассортимента – «ОМА» всегда приобретает товары, соответствующие требованиям государственных и международных стандартов, а также систем качеств. Отдельного внимания заслуживает экологически чистый кирпич, по праву получивший звание №1 в Беларуси. При его изготовлении используется новая технология, которая требует минимального количества цемента. Такой кирпич подходит как для строительства дома, так и для отделки.
— Проводите ли вы благотворительные акции?
— Мы регулярно организовываем различные акции. Одна из последних была приурочена 9 мая. Специалисты компании выделили 600 кодов товаров и всю сумму от их продажи направили на личные счета ветеранов.
— Уже в четвертый раз компания «ОМА» набрала учащихся для студенческой программы «Построй свое будущее вместе с нами!». Стоимость курсов на внешнем рынке составляет 5000 долларов. Почему вы решили проводить обучение на бесплатной основе?
— В первую очередь, таким образом мы поддерживаем лучших студентов. Во-вторых, у ребят, поступивших на курсы (во время последнего набора на одно место претендовало 6 человек), есть преимущества: возможность получить другое, отличное от стандартного, образование и трудоустроиться в успешную компанию. Анализируя выпуски прошлых лет, могу сказать, что 75% ребят были приняты наработу в «Ома».
— Где вы планируете открыть следующий торговый центр?
— У нас серьезные планы развития. Следующий гипермаркет мы откроем в августе этого года в Орше. Затем – весной 2016 года в Минске в районе Каменной горки. После — в Бобруйске, Гомеле, Витебске и Солигорске.
— Как складываются ваши взаимоотношения с Белагропромбанком?
— Выбирая финансовое учреждение для обслуживания бизнеса, Белагропромбанк занял в нашем списке приоритетную позицию. За время многолетнего сотрудничества было оформлено несколько крупных кредитов, здесь мы регулярно производим закупку валюты, осуществляем инкассацию денежных средств магазинов. В свою очередь «ОМА» предоставляет банку площади для размещения валютно-обменных пунктов. Надеемся, что Белагропромбанк продолжит свою добрую традицию и будет благотворно влиять на развитие не только строительного бизнеса, но и других сфер в Беларуси.