Правила цифровой гигиены для детей и их родителей
Ежегодно 15 марта в Беларуси отмечается День потребителя. Поскольку клиенты банка – это потребители финансовых продуктов и услуг, мы решили подготовить полезную информацию именно для этого сегмента потребителей и сегодня публикуем лайфхаки по безопасности финансов для взрослых и детей.
Современные дети – одни из самых активных пользователей интернета, гаджетов, online-сервисов и приложений. Многие из них буквально «родились» со смартфоном в руках. При этом у них, в отличие от детей, которые еще 30-40 лет назад выросли в полностью офлайновом мире и получили от своих родителей четкие инструкции по безопасности: «Чужим дверь не открывай», «Не садись в машину к незнакомцам» и так далее, чаще всего нет опыта или понимания, как действовать в экстремальных ситуациях, связанных с киберугрозами. Интернет– сложная и жестокая среда, которая не дает скидок на возраст.
Специалисты компании Group-IB совместно с Белагропромбанком подготовили несколько правил цифровой гигиены для детей и их родителей, которыми мы настоятельно рекомендуем не пренебрегать:
Советы для ребенка:
- Не верь обещаниям розыгрыша призов, скидок от блогеров и звезд, ведь «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Проверяй доменное имя ресурса, зачастую мошеннический сайт отличается всего одной буквой. Прежде чем ввести данные своей банковской карточки в форму оплаты, изучи адрес сайта, загугли его и проверь, когда он был создан. Если сайту пара месяцев, вероятнее всего, он мошеннический. Доверяй только официальным сайтам.
- Не обращай внимания на рекламные баннеры и другую навязчивую рекламу, сообщающую о возможности легко заработать. Не переходи по ссылкам от незнакомых людей в электронной почте, мессенджерах и в социальных сетях. Если обещают крупную выплату и для ее получения надо «всего лишь оплатить комиссию» – не поддавайся на провокацию.
- Нужно быть осторожным с входящей почтой, особенно с той, которая приходит в праздники и нерабочее время. Любые просьбы загрузить или установить файлы должны расцениваться как подозрительные.
- Никогда и нигде не разглашай личную информацию и персональные данные о себе и своей семье. К такой информации относятся: имя, фамилия, твой возраст и/или дата рождения, паспортные данные, номера телефонов, адрес проживания, номер школы, данные банковских карточек и т.п.
- Не совершай покупки на незнакомых сайтах – для оплаты в интернете заведи себе отдельную банковскую карточку с минимальным балансом или выпусти виртуальную.
Советы родителям:
- Воспитывайте в детях критическое мышление: перед каждым действием или решением ребенок должен задумываться о том, что это действие даст ему, а что другой стороне.
- Установите в телефоне ребенка запрет на скачивание платных программ или программ из ненадежных источников. В смартфонах, использующих систему Android, это можно сделать через Play Market. В iOS можно заблокировать покупки в iTunes и App Store, а также ограничить использование установленных приложений.
И еще один финансовый лайфхак.
Мошенники все чаще «разводят» интернет-пользователей на деньги, выдавая себя то за покупателей, то за продавцов на различных торговых площадках и сайтах бесплатных объявлений.
Как распознать мошенника?
Вот 8 признаков, которые должны вас насторожить:
- Крайне выгодная цена на товар.
- Продавец/покупатель под любым предлогом пытается перевести переписку в мессенджер (Viber, WhatsApp, Telegram).
- Обратите внимание на номер телефона: иностранные номера – один из основных признаков того, что вы общаетесь с мошенником.
- Предложите собеседнику созвониться: мошенник чаще избегает общения голосом.
- Вам присылают какие-то ссылки. Зачастую это либо фишинговый (поддельный) сайт, либо вирус.
- Собеседник предлагает оформить оплату через некий сайт, при этом использует такие вызывающие доверие выражения как «надежная покупка», «безопасная покупка».
- Если вы все-таки перешли по ссылке, то обратите внимание на позиции, которые предлагается заполнить для оформления перевода денег. Позиции «остаток на карточке», «код-подтверждение», «личный (идентификационный) номер паспорта» – верный признак того, что сайт поддельный.
- Фейковая служба поддержки. Чаще всего поддельная служба поддержки «включается» в работу, когда, к сожалению, человек уже доверился мошеннику и перевел ему денежные средства. Служба поддержки предлагает вернуть списанные средства через этот же поддельный сайт.
ПОМНИТЕ! Для перевода денежных средств на вашу карточку отправителю достаточно знать только полный номер карточки и иногда – срок ее действия. Больше ничего. Используйте для расчетов в интернете виртуальную карточку. Такая карточка выпускается быстро и бесплатно в каналах дистанционного банковского облуживания.
Будьте бдительны! Не переходите по подозрительным ссылкам. Не дайте себя обмануть. Берегите себя и свои сбережения.