Неделя финансовой грамотности. Детская финансовая грамотность и карманные деньги
Сегодня повышению финансовой грамотности детей и молодежи уделяется достаточно много внимания. Правильно распоряжаться денежными средствами необходимо практически во всех сферах деятельности человека. Поэтому очень важно обеспечить качественную подготовку детей в плане денежных взаимоотношений и научить их правильно ориентироваться в изменчивых современных экономических реалиях.
Мы поговорили с директором Департамента развития розничных продуктов ОАО «Белагропромбанк» Натальей Яцкевич о том, насколько актуально в нынешних условиях повышать финансовую грамотность детей и как научить их как можно раньше грамотно распоряжаться своими деньгами.
– Финансовая грамотность не преподается в школах как математика, физика, но тем не менее она очень важна для будущего нашей молодежи. Наталья Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как, по Вашему мнению, научить детей с умом и ответственностью обращаться с деньгами и когда нужно начинать это обучение?
– Да, в школе нет предмета по финансовой грамотности. При этом финансовая грамотность и развитое денежное мышление – навыки правильно распоряжаться деньгами и принимать лучшие для себя финансовые решения – сильно влияют на то, каких успехов добьется ребенок в будущем.
Первые уроки финансовой грамотности дети получают в семье. Поэтому очень важно их постепенно вовлекать в управление семейным бюджетом, проговаривать с ними, почему вы приняли то или иное решение, какие были варианты распределения бюджета. Также необходимо спрашивать у детей, как поступили бы они в той или иной финансовой ситуации.
Что касается сиюминутных желаний, здесь я бы посоветовала постоянно концентрировать внимание ребенка на более важных целях. Например, если он хочет новый телефон, а перед семьей стоит иная цель, скажем, поездка в оздоровительный лагерь или ремонт в детской комнате, нужно переубедить ребенка, что важнее все же цель, на которую семья копит деньги.
Дети учатся на нашем примере. Поэтому начать надо с себя. Бездумно тратить зарплату, а потом переходить в режим жесткой экономии – плохой пример. И если сейчас это ваш образ жизни – меняйтесь. Ищите возможность обучится правильно распоряжаться деньгами. Управление личными финансами – это тема, изучать которую можно всю жизнь. Хорошая новость в том, что, начав изучать эту тему и применять знания в жизни, вы сможете не только стать хорошим примером для своего ребенка, но изменить к лучшему свою собственную жизнь.
– С какого возраста рекомендуется начинать обучение?
– Чем раньше вы начнете разговаривать с ребенком о деньгах, тем быстрее воспитаете в нем умение разумно ими распоряжаться, копить на мечту, планировать траты и подбирать надежные финансовые инструменты для умножения своего капитала. Ребенку, который с детских лет учится распоряжаться деньгами, гораздо легче справляться с финансовыми задачами во взрослом возрасте.
Дети открыты всему новому, быстро учатся. Представьте, что если вы начнете давать ребенку карманные деньги в 10-12 лет, то к 20-ти годам, когда он получит первую зарплату, у него уже будет десятилетний опыт управления личными финансами. Причем управлять деньгами такому человеку будет легко, ведь он научился этому в детстве.
– В каких формах родители могут обучать детей финансовой грамотности?
– Есть много способов, как начать говорить с детьми о деньгах. Расскажите, зачем папа и мама ходят на работу, как зарабатывают деньги и на что их тратят. Как в семье принимают решение о крупных покупках. Доверьте ребенку оплатить коммунальные услуги или расплатиться за покупки в магазине, посчитать сдачу. Хороший способ познакомить детей с деньгами – это смотреть и обсуждать мультфильмы, в которых герои сталкиваются с темой денег, например, «Утиные истории», «Уроки Тетушки Совы», «Смешарики».
И безусловно, нужно читать книги финансовой тематики. Для самых маленьких это, например, «Как рассказать детям о деньгах» (возраст 2+, авторы Сергей Биденко и Ирина Золотаревич), небольшая, но очень полезная книга на денежную тему, где предлагаются развивающие игры. С детьми постарше рекомендую прочитать «Волшебный банкомат» (возраст 5+, авторы Татьяна Попова и Анастасия Булавкина) или «Как научить ребенка обращаться с деньгами» (возраст 5+) Джолайна Годфри. Если ребенок уже читает самостоятельно, подарите ему книгу известного эксперта по финансовым вопросам Бодо Шефера «Пес по имени Мани» (возраст 8+) или «Финансовые истории для подростков» Сергея Биденко и Ирины Золотаревич.
И конечно, играйте с детьми в развивающие денежные игры, например, в такие как «Найди дешевле», «Купи сам», «Семейный банк монет», «Монополия» и др.
Придумайте, на какое общее дело будете копить деньги в семейном банке (например, на соковыжималку или билеты в цирк), и попросите всех членов семьи освобождать раз в неделю карманы от мелочи и отдавать ее маленькому казначею. Ребенок будет ответственным за то, чтобы пересчитывать мелочь и сообщать членам семьи, сколько еще осталось накопить для покупки. Он научится хорошо считать деньги и заодно почувствует ответственность за семейный бюджет.
– По Вашему мнению, каждый ребенок должен иметь карманные деньги? Если да, то насколько оправданно денежное поощрение за хорошую учебу, помощь по дому или другие успехи?
– Давать ли ребенку карманные деньги, решают родители, ведь у каждой семьи свои финансовые возможности и иногда выделить деньги на карманные деньги очень непросто. И непросто порой найти в себе силы не упрекать его за бездумные на ваш взгляд траты, а спокойно обсудить альтернативу – например, накопить за год на то, что давно хотел купить. В этом случае отнеситесь к карманным деньгам как к тратам на финансового репетитора для вашего ребенка. И пусть вас не расстраивает, если вы можете давать ребенку совсем небольшую сумму на карманные расходы – ребенку важно почувствовать, что у него есть свои личные деньги, пусть и немного пока.
Давать ли карманные деньги за хорошие оценки и помощь по дому – это очень спорный вопрос. Мотивация деньгами за хорошие оценки должна быть скорее исключением, чем практикой. Что касается обязанностей по дому, то хорошо, чтобы у ребенка с детства были посильные обязанности, которые он выполняет бесплатно, это его вклад в поддержание уюта и чистоты в доме наравне с другими членами семьи. А вот если в семье практикуют приглашать сторонних людей для помощи по дому и за эту работу платят, то почему бы не заплатить за эту же работу ребенку, если он сделает ее не хуже?
Вот пример из жизни – переезд соседей. Для переезда за город соседи решили нанять специалистов, которые упакуют их вещи в коробки, перевезут и распакуют в новом доме. Сын соседей предложил родителям, что сделает это сам за меньшую сумму. Вместе с другом они обошли ближайшие магазины, попросили там ненужные коробки, купили упаковочную пленку. Договорились с другим соседом, владельцем грузовика, о перевозке вещей. В итоге родители остались довольны и тем, как прошел переезд, и тем, что сэкономили, и тем, что собственный сын стал уже взрослым и серьезным. А сын с другом поверили в свои силы и сейчас ищут новых клиентов.
– Карманные деньги – это хороший способ научить финансовой грамотности?
– Мне очень нравится сравнение карманных денег с велосипедом. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился ездить на велосипеде, нужно посадить его на велосипед. Конечно, можно и на словах объяснить, как крутить педали и держать равновесие, но научиться ездить и ощутить восторг от быстрого спуска и ветра в лицо можно только на практике.
– Сумма выделяемых ребенку денег должна быть фиксированной? Как часто давать детям деньги? Зависит ли это от возраста детей?
– Да, лучше если сумма карманных денег будет фиксированной – так ребенок будет точно знать, какую сумму получит, и будет учиться планировать свои траты заранее. Начинать давать карманные деньги можно лет с 6-8-ти – в это время дети уже могут совершать мелкие покупки. Малышам (6-8 лет) карманные деньги лучше выдавать каждый день, детям постарше (8-10 лет) – раз в неделю. Лет с 11-12-ти можно переходить на выдачу карманных денег раз в месяц. Ну и конечно, с возрастом можно понемногу увеличивать сумму карманных денег.
Кстати, есть страны, в которых объем карманных денег регламентирован законодательно. Например, в Германии детям 8-9-ти лет в качестве карманных денег рекомендовано выдавать 2-3 евро в месяц, в возрасте 10-11-ти лет – от 13 до 16 евро в месяц. В Швеции детям до 16-ти лет полагается в месяц 1050 шведских крон ($128), в Швейцарии – около $150. В Швеции и Швейцарии деньги на карманные расходы выделяет государство. Эти деньги получают родители, которые сами решают, давать их ребенку до совершеннолетия на карманные расходы или выдать всю сумму на совершеннолетие.
– Есть какие-то правила, как научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами? Как объяснить ребенку, что деньги, которые получает человек, налагают на него определенную ответственность, причем независимо от возраста?
– Есть несколько правил, которым нужно научить ребенка в обращении с деньгами:
1. вести учет своих карманных денег: знать, сколько у тебя есть и куда ты потратил;
2. откладывать часть карманных денег, чтобы накопить на «хотелки», еще часть откладывать, чтобы создать капитал, который будет приносить доход (например, в виде депозита в банке), а вот оставшуюся часть можно тратить;
3. обсудить с ребенком, давать ли в долг другим детям;
4. рассказать о безопасности при расчетах в интернете и как не попасться на крючок мошенникам.
Родителям тоже нужно соблюдать некоторые правила. Например, не забывать выдать карманные деньги в установленный день и не лишать карманных денег из-за плохих оценок или плохого поведения (исключение, если ребенок покупает на карманные деньги заранее запрещенные родителями вещи). Если деньги выдаются нерегулярно или родители могут лишить детей их в любой момент, ребенок не сможет понять, как управлять деньгами в такой ситуации, не научится стратегии.
Еще один важный момент: не нужно критиковать выбор ребенка. Вы можете что-то посоветовать, но окончательный выбор остается за ребенком. Начинайте давать карманные деньги с небольшой суммы. Лучше потом увеличить сумму, чем забрать у ребенка то, к чему он уже привык. Карманных денег не должно хватать на все желания ребенка. Нужно, чтобы ребенок учился ждать, копить, расставлять приоритеты и делать выбор.
– Как научить не тратить деньги на удовлетворение сиюминутных желаний, сопоставлять свои желания и финансовые возможности? И самое главное, как объяснить, что и в каком количестве действительно необходимо, а без чего можно обойтись?
– Карманные деньги – это как раз тот тренажер, который поможет ребенку стать финансово грамотным и успешным. Потерять деньги, потратить все на ерунду и до конца месяца ждать зарплаты – это те ошибки, которые, возможно, совершал хотя бы раз в жизни каждый из нас. Первые эксперименты ребенка с деньгами тоже могут быть не совсем удачными, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами: считать сдачу, копить на важную покупку. Шаг за шагом он поймет, что деньги можно потерять или их может не хватить, и начнет относиться к финансам более осознанно.
Важно научить ребенка понимать свои истинные желания. Спросите у него, чего ему больше всего хочется: накопить на станцию «Яндекс.Алиса» или еще одну конфету сегодня? Покажите ребенку достижимость мечты. Если «Яндекс.Алиса» стоит 1000 рублей, а ребенок получает по 50 рублей в месяц, мечта может показаться недостижимой и желание копить деньги пропадет. Помогите ребенку: договоритесь, что, как только он накопит половину суммы, вторую половину добавите вы. Помогите ребенку найти дополнительные источники дохода: напишите в общедомовом чате, что в вашем доме живет замечательный выгульщик собак или чистильщик снега на парковке или предложите ребенку оплатить его работу по дому, до которой у вас давно не доходили руки.
– Наталья Анатольевна, как Вы считаете, можно ли дарить деньги ребенку? И эти деньги должны оставаться его личной собственностью или ребенка нужно приучать, что он вносит свою лепту в семейный бюджет и, скажем, часть своего «дохода» должен принести в общую корзину?
– Дарить деньги можно. Очень хорошо, если даритель посоветуется с родителями, какую сумму дарить. Если сумма крупная – можно подарить со словами «это тебе на обучение/летний, отдых/велосипед». Тогда можно предложить ребенку, что до наступления события эту сумму родители разместят на вкладе в банке, например.
Мое мнение: подарки и карманные деньги – это личные деньги ребенка, его возможности и его ответственность. И тратить их он должен на свои желания. Можно предложить ребенку поучаствовать в накоплении на общесемейную цель, чтобы приблизить ее реализацию. Но решать все же должен сам ребенок.